ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА


Публичное представление собственного
инновационного педагогического опыта
 учителя географии МОУ "Гимназия №20 имени Героя 
Советского Союза В. Б. Миронова» городского округа Саранск 
Янгличевой Татьяны Викторовны


 «Активизация познавательной деятельности учащихся с помощью новых информационных технологий»
 «То, что сегодня ребенок умеет делать
 в сотрудничестве и под руководством,
 завтра он становится способен
 выполнять самостоятельно…»
Л.С. Выготский
     География - единственный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся комплексное, системное и социально- ориентированное представление о Земле как о планете людей. Это также единственный предмет, знакомящий их с территориальным (региональным) подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на социально-экономические процессы посредством региональной политики. География относится к числу тех школьных предметов, на которые ложится особая ответственность не только за формирование у школьников гуманистического мировоззрения, воспитания патриотизма и любви к Родине, но и умений и навыков ориентации и социально-ответственного поведения в окружающем мире.

 

Современный этап развития общества характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, направленными как на усвоение обучающимися новых знаний, так и на развитие личности, на формирование познавательных и созидательных способностей.

Важнейшей задачей каждого педагога является формирование у школьников умений ориентироваться в расширяющемся информационном пространстве, добывать и применять знания, пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач. Вопросы активизации познавательной деятельности школьников относятся к числу актуальных проблем современной педагогической науки и практики.

Одним из важнейших средств повышения эффективности обучения является развитие познавательной активности к предмету. Систематически укрепляя и развивая познавательную активность, можно добиться того, что она станет основой положительного отношения к учению, повлияет на результаты деятельности, на процессы мышления, воображения, памяти, чувств, которые под ее воздействием приобретут особую активность и направленность.

Важнейшим социальным требованием к школе, заявленным в «Концепции модернизации российского образования», является ориентация образования не только на усвоение определённой суммы знаний, но и на развитие личности, познавательных и созидательных способностей.

Предмет география призван  не только расширить кругозор учащихся, комплексное и системное представление о Земле, но и сформировать у школьников умения и навыки ориентации и социально – ответственного поведения в окружающем мире. Выполнения данного требования возможно  благодаря использованию инновационных технологий.

 Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Наступивший XXI век требует от учителя географии обучения умениям самостоятельно получать нужные географические знания, анализировать их. На первое место выступают задачи по формированию личности, способной к дальнейшему самообразованию. Развитие индивидуальных качеств личности становится важнейшей задачей современного образования

Цель педагогического опыта:  формирование высокого качества знаний учащихся по географии, развитее творческих способностей каждого из учащихся, оптимизация учебного процесса.

Задачами педагогического опыта являются следующее:

·                 формирование географического мышления школьников, развитие свободно и творчески мыслящей личности;

·                 передача учащимся всей суммы системных знаний по географии, обладание которыми поможет им ориентироваться в современном мире;

·                 формирование у школьников представления о целостности окружающего мира при его территориальном, социально-экономическом и природном разнообразии;

·                 формирование географической, картографической, геоэкологической и социально-экономической грамотности - важной составляющей культуры каждого человека.

Сегодня федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед каждым учителем, какой бы предмет он ни преподавал, задачи формирования нового человека, повышения его творческой активности. Для нынешнего времени важно понять, что вооружая знаниями, необходимо воспитать интеллектуально развитую личность, стремящуюся к познанию. Именно сейчас важен в работе учителя географии творческий подход к организации учебной деятельности.

Для развития познавательной деятельности школьников на уроках географии необходимо использовать более активные формы, методы и приёмы обучения. В кабинете географии созданы все необходимые условия для развития познавательной деятельности учащихся. Имеются наглядные пособия, дидактический материал, методическая литература, ноутбук, проектор, колонки.

В ходе реализации опыта выявлены противоречия:

 - между потребностью общества и школы в творчески развитой личности, а так же в недостаточном использовании в педагогической практике форм и методов организации образовательного процесса, способствующих его подготовке;

 - между недостаточной подготовленностью отдельных обучающихся по предмету и высокой плотностью программного материала по географии.

Это порождает большое количество проблем, главной из которых является проблема качества образования.

 Передо мной, как учителем географии, всегда стоял вопрос, какие методы и приёмы работы использовать, чтобы активизировать познавательную  деятельность учащихся. Инновационный поиск новых средств организации образовательного процесса привёл меня к пониманию того, что для воспитания творческой личности нужны деятельностные, групповые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Эти средства будут действовать, если создать систему работы по развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся на основе современных информационных технологий.

 

Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта – идея сотрудничества. Учитель становится помощником ученика  в организации  самостоятельного учебного познания, в поиске решения проблем.

Сущность опыта заключается в  развитии познавательного интереса обучающихся к географии, развитие пространственного мышления  на уроке географии.

Практическая значимость заключается в разработке методических рекомендаций по организации и сопровождению познавательной деятельности школьников, посредством использования инновационных технологий в образовательном процессе.   

 

 

 

Теоретическая база опыта.

В основе педагогического опыта лежит концепция модернизации Российского образования. Кроме того были проанализированы педагогические идей ряда выдающихся педагогов таких, как А. Дистервега,  И. Песталоцци, В.А. Сухомлинского, и др.  Они говорят о том, что  успешное обучение и воспитание невозможно без  развития  познавательной активности учащихся, их творческих способностей. Также в основу своего опыта мною было положено предложение Ю.К.  Бабанского об усилении мотивации учения школьников и целенаправленном интенсивном развитии личности, её творческого потенциала и технология развивающего обучения В.В. Давыдова, З.И. Калмыковой.

    Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

Учитывая возрастные особенности детей, в различных классах я использую следующие инновационные технологии или их элементы:

 1.Технологии исследовательского обучения (обучение основам исследовательской деятельности).

  2. Технологии проблемного обучения (обучение способам решения проблем, создание условий для самостоятельного выбора разрешения проблемной ситуации, создание условий для самореализации).

 3. Технологии проведения коллективных творческих дел (создание условий для самореализации учащихся в творчестве, исследовательской деятельности, коллективе, формирование организационных способностей у учеников).

 4. Информационные технологии (обучение работе с разными источниками информации, готовности к самообразованию).

5.Метод проектов – педагогическая технология, которая ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний (порой и путём самообразования) для активного освоения новых способов человеческой деятельности.

 Исследовательское обучение мною используется как на уроках так и в процессе внеурочного обучения. В современных условиях информатизации  и больших потоков информации именно предмету география уделяется большое значение в формировании у учащихся навыков и умений работы с данной информацией, ориентирования  в ее пространствах. Самостоятельно добывать знания и использовать их для решения различных жизненных задач учащимся  помогает метод исследования.

При планировании уроков-исследований придерживаюсь следующих правил:

·                 Каждый ученик должен участвовать в коллективной работе.

·                 Работа должна быть адресована всему классу.

Примерные темы исследования: «Грозит ли планете перенаселение?» 7 класс, «Перспективы развития угольной промышленности в России» 9 класс, «Выявление особенностей естественного прироста населения России» 8 класс, «Выделение наиболее ресурсообеспеченных регионов мира» 10 класс.

В 9 классе, например, при изучении темы «Природа Западной Сибири» использую технологию  исследовательской деятельности, при которой дети самостоятельно выявляют особенности природы различных экономических районов (урок изучения нового материала).

Класс делится на исследовательские группы: геоморфологов, климатологов, гидрологов и биологов:

–        геоморфологи исследуют рельеф;

–        климатологи определят климат;

–        гидрологи проектируют картину внутренних вод;

- биологи дают характеристику природным зонам данного района.

Каждая группа, используя тематические карты атласа и учебник, готовит устный отчёт о своей работе, оформляя при этом контурную карту по тематике исследования. Что объединяет все группы? Одна проблема. Нужно выявить отличительные черты природы данного экономического района.

Технологии проблемного обучения предполагает создание под руководством учителя  проблемной ситуации и активной самостоятельной деятельности учащиеся. Проблемный вопрос можно  использовать на различных этапах урока.  В одних случаях проблемная ситуация возникает в самом начале урока во время объяснения  материала, в других — в процессе практической   работы  или демонстрации   опыта. 

В процессе изучения и закрепления новой темы учащимся также можно предложить ответить на проблемные вопросы. Например: «Над пустынями, как и везде, бывают облака. Почему из них никогда не выпадают осадки?»; «Богата ли Россия природными ресурсами?»;  «Япония – страна, проигравшая Вторую мировую войну. Сейчас она является ведущим государством в мировой экономике. Почему»

В результате проблемного обучения у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание, творческое воображение.

Таким образом, в вышеперечисленных случаях школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению. Систематическое применение методов, приёмов и форм проблемного обучения способствует усвоению способов самостоятельной деятельности, развитию познавательных и творческих способностей, формированию умений и навыков активного речевого общения, а также способствует росту мотивации к изучению географии, как предмета, важного и необходимого для дальнейшего обучения и приобретения профессии. При проблемном обучении учащиеся сами добывают новые знания, у них вырабатываются навыки умственных операций и действий, развивается внимание, творческое воображение, догадка, формируется способность открывать новые знания и находить новые способы действия путем выдвижения гипотез и их обоснования.          

Технологии проведения коллективных творческих дел. Я разделяю класс на несколько групп по 4-5 человек (в зависимости от цели урока). Им дается опережающее задание. Например, в 7 классе в начале темы «Южная Америка» дается задание: дать описание  одной из стран Южной Америки по плану:

1.    Географическое положение.

2.               Каковы особенности рельефа (общий характер поверхности, основные формы рельефа и распределение высот). Полезные ископаемые страны.

3.               Каковы климатические условия в разных частях страны (климатические пояса, средние температуры июля и января, годовое количество осадков). Каковы различия по территории  и по сезонам.

4.               Какие крупные реки и озера расположены.

5.               Какие представлены природные зоны. Каковы их основные особенности.

6.               Какие народы населяют страну. Каковы их основные занятия

Необходимым условием защиты проекта является презентация. Тем самым учащиеся знакомятся заранее с данным государством, выполняют коллективную работу и представляют свой результат одноклассникам.

Информационные технологии  являются неотъемлемой частью современного образования. В современном мире информации и технологий для того чтобы развить познавательную деятельность у учащихся не достаточно просто подготовить презентацию к уроку, поскольку это не ново и уже не удивляет.

Трудно создавать образ природного объекта, страны, своей Родины имея только текст в учебнике и картинки, пусть даже они размещены на слайде. На картинке водопад Анхель не выглядит таким уж большим, другое дело, если включить видеофрагмент, показывающий водопад с различных ракурсов.

На различных этапах урока ЭОР преследует свои цели:  

На этапе актуализации знаний  использование ЭОР помогает обучающимся сформировать умение получать новые навыки, самообразовываться, делать выводы, анализировать, обосновывать свое мнение, стимулирует к самосовершенствованию и самостоятельному обучению. Активизация познавательной деятельности на этапе изучения нового материала  реализуется за счет элемента новизны, которая отвлекает детей от сложностей на уроке и увлекает их. При закреплении темы можно использовать различные он-лайн тесты, которые сразу выдают оценку и не надо ждать следующего урока. Осуществить контроль знаний можно благодаря флеш-тренажрам. При этом происходит личностное включении учащегося. При подготовке  домашнего задания учащиеся могут использовать различные ЭОР ресурсы. Возможно задание следующего типа: Посмотреть видео-фрагмент (дается ссылка на это видео) и подготовить рассказ на заданную тему.

Метод проектов. Практика показывает, что усвоение материала происходит лучше, если перед учащимися ставить конкретные познавательные задачи. Это позволяет сделать метод проектов. Он используется мной как на уроках, так в процессе внеклассной работы. Поскольку за урок  сложно создать достаточно полноценный проект, поэтому наиболее глубокие и осмысленные проекты создаются во внеурочной деятельности.

В результате проектной деятельности активизируется познавательный интерес учащихся.

В настоящее время существует много технологий обучения. В современной практике обучения инновации рассматриваются как необходимое условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся.

Современный урок направлен на воспитание самостоятельности, инициативы, активности учащихся. Именно поэтому главной задачей учителя становится не передача знаний в готовом виде, а организация учебной деятельности учащихся таким образом, чтобы значительную их часть они приобрели самостоятельно, в ходе выполнения поисковых заданий, решения проблемных ситуаций, проектной деятельности.

      Анализ результативности

В результате использования  вышеописанных методов удается:

1.               Вовлекать в процесс изучения и закрепления нового материала практически всех учащихся класса;

2. Оптимизировать использования времени и применения форм и методов работы на  уроке через подготовленные заранее опорные схемы.

3. Повысить учебную мотивацию учащихся с разным уровнем имеющихся знаний, умений и навыков.

4. Оптимизировать процесс восприятия учебного материала всеми учащимися класса независимо от их способностей.

О результат моей деятельности могут говорить следующие показатели:

- учащиеся МОУ «Гимназии №20» ежегодно с большим удовольствием участвуют во Всероссийской олимпиаде школьников, а также в  других дистанционных олимпиадах,  и становятся призерами и победителями;

2019 - 2020 учебный год – 1 победитель и 7 призеров муниципального этапа всероссийской олимпиады по географии;

2020 – 2021 учебный год – 8 победителей и 11 призеров муниципального этапа всероссийской олимпиады по географии;

2021- 2022 учебный год – 6 победителей и 11 призеров муниципального этапа всероссийской олимпиады по географии;

- в исследовательской деятельности по географии  в 2019-2022 уч. году принимали участие 17 человек, из них 15 стали победителями и призерами научно-исследовательских конференций различных уровней.

Можно сделать вывод, что познавательный интерес к географии растет.

Данные методы обучения повышают эффективность преподавания, развивают творческие способности учащихся, повышают учебную мотивацию школьников. А это и есть главный результат работы каждого учителя.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Среди трудностей, которые возникают при использовании данных технологий можно выделить:

1. Возможность перегрузки учащихся при создании проектных работ;

2. Сложность вовлечения каждого члена группы в работу при выполнении исследования в классе;

3. Разный уровень способностей учащихся при решении проблемных вопросов;

4. Не перейти границу на уроках с использованием ЭОР между активизацией познавательной деятельности и пассивным просмотром.

 Адресные рекомендации по использованию опыта

В целях обмена опытом с коллегами:

-  провожу открытые уроки, мастер-классы, открытые занятия со студентами географического факультета МГУ им. Н. П. Огарева.

- выступаю на НМС, семинарах, научно-практических конференциях.

 - весь накопленный мною опыт  работы размещен на сайте МОУ «Гимназия №20 имени Героя Советского Союза В.Б.Миронова» https://gim20sar.schoolrm.ru


Литература:

1.Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. — М.: Вербум-М, 2001.

2.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М, 1998

 
 
 
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий